«Роль и место игры в воспитании ребенка»
Давайте вспомним наше детство. Что происходит сразу? Конечно, тёплые мамины руки, и любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. - у каждого своё). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает общечеловеческой ценностью, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер.
Игра – центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением. Игра - необходимая составляющая здорового развития ребенка, это специфический язык самовыражения. Игрушки для детей – это слова, а игра – это речь. Именно игра дает возможность без лишней нагрузки преподать ребенку множество уроков. В процессе игры ребенок запоминает невероятно много и с большим удовольствием. Развиваются буквально все познавательные сферы ребенка – воображение (в первую очередь), мышление, память, представление и т.д. Именно в играх дети набирают новые слова, учатся думать, по-настоящему чувствуют и проживают эмоции: смеются, боятся, злятся, радуются – и с удовольствием используют разные игрушки или предметы, развивая манипулятивные навыки. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.
На протяжении всего раннего возраста у ребенка постепенно развивается способность брать на себя роль в игре и наделять ею игрушечные персонажи. Первоначально он не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя, укладывая куклу спать, делая ей укол или строя гараж для машины, действует как мама, врач или строитель. После двух - двух с половиной лет у малыша начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером, куклу дочкой или сыночком и пр. Также как и все основные приобретения раннего возраста, своевременное принятие ребенком роли зависит от взрослых. Если они не помогают малышу в этом, ролевое поведение формируется значительно позже.
Важно помнить, что такого периода жизни, когда воображение завладевает всей нашей деятельностью, больше никогда не будет. Развитие ребенка в дошкольный период – это очень важно, но еще важнее – не перегрузить ребенка, дать ему эмоциональный багаж и заряд сил идти дальше. Именно поэтому нужно не только позволять, но и учить ребенка играть. Не ждите от детей, что они будут сами занимать себя игрой. Дети просто не умеют играть. Им нужна помощь. И главным помощником, конечно, будут мама и папа. Очень важно, чтобы вы играли вместе со своими детьми. Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. В будущем, когда они усвоят навык игры, то смогут делать это сами.
Дорогие родители, пожалуйста, помните: одна из главных детских потребностей – это общение с родителями. Если его не хватает, то развитие ребенка искажается. Интересных вам совместных игр!
АУТИЗМ НЕ ТРАГЕДИЯ,
ИГНОРИРОВАНИЕ – ЭТО ТРАГЕДИЯ!
Детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с его проявлениями можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе-интернате и в престижном лицее. Такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки. Однако вместо этого они часто встречают непонимание, недоброжелательность и даже отторжение, получают тяжелые душевные травмы. Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного, и непонимание, осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине сильно усложняет положение самого ребенка и его родителей (замещающих родителей).
При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих, большая часть таких детей, в итоге, признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время, в результате своевременно начатой упорной коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум.
Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка.
Наиболее распространенные заблуждения об аутизме:
1. «Живёт в своём мире» - ребёнок НЕ «живёт в своём мире». Детям с аутизмом необходимо общение со сверстниками - им нужна поддержка в этом.
2. «Необучаем»- ребёнок НЕ «необучаем». Все дети с аутизмом могут учиться, только им нужны специальные подходы к образованию.
3. «Низкий интеллект» - у ребёнка с аутизмом НЕ «низкий интеллект». Он такой же, как и у детей без аутизма. Из-за проблем с речью и моторикой способности ребёнка могут недооцениваться.
4. «Обречен»- ребёнок НЕ «обречён». Инвалидизацию детей с аутизмом можно снизить с помощью своевременного вмешательства.
Как сделать дом безопасным для ребенка?
Появление в доме ребенка полностью меняет вашу жизнь. Это не только касается очевидных изменений в жизни молодых родителей, но и существенно меняет облик дома, в котором будет жить ребенок. В доме, где есть маленький ребенок, тем более если это ребенок с ОПФР, не должно быть вещей, не вполне безопасных для ребенка, которым они может пораниться.
Нужно помнить, что дети очень любопытны: не давайте детям играть с предметами, которыми можно пораниться. Ниже приводятся разные способы защитить вашего ребенка в собственном доме. Как долго эти меры предосторожности нужно принимать, зависит от того, как быстро у ребенка развивается чувство независимости и понимания опасности.
Держите окна закрытыми. Любое окно, в которое ребенок может упасть, высунуться или залезть на подоконник, должно быть закрыто и заперто всегда, когда это возможно. На стеклянные двери, такие, как сдвижные двери на крыльцо, полезно прикрепить в нижней части картинки с липким основанием, чтобы ребенок не разбил стекло.
Заприте двери в комнаты, запретные для ребенка. Все комнаты, в которые вы не хотите, чтобы ваш ребенок входил без сопровождения взрослых, такие, как мастерская с инструментами, должны быть заперты.
Заприте шкафчики с вредными веществами. Под раковиной часто хранят опасные моющие средства. Уберите стеклянные предметы за пределы досягаемости ребенка. Храните бьющуюся стеклянную посуду и хрусталь на верхних полках, до которых ребенку не дотянуться.
Уберите ножи и другие инструменты, чтобы ребенок не мог их достать. Острые кухонные принадлежности должны храниться или высоко, или в запертых шкафах.
Заприте аптечку с лекарствами. Если у детей есть возможность исследовать шкафчик с лекарствами, они могут принять таблетки или другие лекарства за конфеты. Убедитесь в том, что крышечки на пузырьках надежно завинчены.
Завяжите или уберите остроугольные предметы. Хотя почти невозможно избавиться в доме от всех острых углов, позаботьтесь о наиболее острых и выступающих углах на вашей мебели, особенно на высоте роста ребенка.
Спрячьте электрические провода. Не оставляй те провода на виду на стенках или на полу, где ребенок может начать играть с ними. Закройте неиспользуемые розетки. Во все открытые розетки нужно воткнуть пластиковые заглушки, чтобы дети не могли засунуть туда пальцы. Эти заглушки продаются в магазинах электротоваров.
Не подпускайте детей к электроприборам. Тяжелые электроприборы вроде телевизора или компьютера должны иметь постоянное место и не перемещаться. Более легкие приборы, например кухонные электроприборы для нагрева или резки, должны храниться вне пределов досягаемости детей.
Покройте пол коврами. Ковры, которые можно двигать или поднимать, должны быть прикреплены к полу, чтобы ребенок не мог поскользнуться или заползти под ковер. Воспользуйтесь плотной тесьмой или липучкой.
Поставьте на верхней площадке лестницы загородку. Если ребенок находится на верхнем этаже, загородка должна быть расставлена, чтобы ребенок не мог упасть с лестницы. Загородки для лестницы продаются в магазинах «Все для дома».
Уберите все мелкие предметы. Любая безделушка может послужить игрушкой ребенку, если он ее найдет. Обследуйте ваш дом, нет ли в нем вещей, которые легко может схватить ребенок и которые могут оказаться опасными. Не оставляйте без присмотра чашки с кофе и другие предметы. Маленькие ручки проворны.